Пятницкая приходская деревянная церковь XV века

Котловановская церковь имеет давнюю и богатую историю, берущую свое начало в XV – XVI веках. Уже те времена здесь существовала Пятницкая приходская деревянная церковь, которая располагалась на берегу реки Кемки. По истечении определенного промежутка времени церковь ветшала, и ее отстраивали вновь. Современный храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы – четвертое по счету здание приходской церкви в деревне Котлованово.

В 1834 году Валдайская помещица Прасковья Петровна Бутенева (сестра владелицы Тимковской усадьбы Елизаветы Бутеневой), в замужестве Щербова, обратилась к епархиальному начальству с прошением о постройке в собственном имении в селе Котлованове каменной трехпрестольной церкви Св. Параскевы Пятницы, взамен пришедшей в ветхость деревянной приходской, выстроенной в 1793 году и выдаче ей для этого сборной книги.

Разрешение Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского последовало уже в январе 1835 года. Но канцелярская волокита длилась еще три года, и только в январе 1838 года было положено начало строительства каменной церкви. После смерти Прасковьи Петровны строительство церкви продолжил ее муж – подполковник корпуса инженеров путей сообщения Щербов Михаил Михайлович. Позднее он женится во второй раз на Ефросинье Тимофеевне.

Подрядчиками на строительстве в разные годы были осташковский мещанин Николай Гаврилович Филошин, новоторжский мещанин Федор Якимович Калинин, бежецкий мещанин Михаил Петрович Бардин, крестьянин Валдайского уезда Михаил Никитин, крестьянин Тверской губернии Данила Григорьев.

В селе Котлованове на то время была еще одна каменная церковь с деревянным куполом Знамения Божьей Матери, которая стояла на кладбище и была построена помещиком Федором Степановичем Бутеневым. На время строительства Пятницкой церкви она заменяла приходскую и в ней проводились службы. До настоящего времени эта кладбищенская церковь не сохранилась.

Отец Гавриил Иоаннович Рождественский

12 февраля 1832 года епископом Старорусским Преосвященным Тимофеем был рукоположен в священники церкви Святой Великомученицы Параскевы Пятницы (еще ветхой деревянной) Гавриил Иоаннович Рождественский, 1810 года рождения, дьяческий сын, который к 17 апреля 1877 года дослужился до сана протоиерея.

Помимо отправления богослужений Г. И. Рождественский активно занимался общественной деятельностью – являлся сотрудником Попечительства о бедных духовного звания, боле десяти лет преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе.

За «усердное проповедование Слова Божия», за многолетнюю полезную деятельность неоднократно поощрялся и был награжден всеми возможными для приходского священника знаками отличия: набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, 3 февраля 1865 года пожалован Кавалером ордена Святой Анны III степени, а в 1882 году за 50-летнюю службу награжден орденом Святого Владимира IV степени (получение ордена Владимира любой степени давало право потомственного дворянства, ордена Анны III степени – личное дворянство).

Строительство нового каменного храма начато при отце Гаврииле Иоанновиче. Строительство затянулось на полвека, и Г. И. Рождественский не дождался его окончания, но присутствовал при освящении первых двух теплых пределов во имя Святого Николая (южный) и пророка Илии (северный) 4 и 5 октября 1887 года, будучи уже с 1885 года заштатным священником.

Женой Гавриила Иоанновича была Евдокия Григорьевна Рождественская, 1814 года рождения. Здесь, в селе Котлованове, у них родились восемь детей – три сына и пять дочерей:

Александр – 1835 г.р., обучался в Новгородской духовной семинарии (на 1853 год);

Василий – 1839-40 г.р., обучался в Боровицком духовном училище (на 1853 год), на 1877 год – священник, магистр, состоял профессором богословия в Санкт-Петербургском университете и доцентом при Санкт-Петербургской духовной академии, на 1881 год – экстраординарный профессор богословия в Санкт-Петербургском университете. 8 апреля 1881 года отец Василий выписал свидетельство о рождении Александра Блока. На 1884 год – протоиерей; был женат на дочери священника Санкт-Петербургской Входоиерусалимской (Знаменской) церкви протоиерея Василия Ивановича Барсова Александре Васильевне и имел двоих детей – дочь Зинаиду и сына Сергея (25.08.1868 – 17.06.1934), дворянина, историка, археографа, архивиста, 8 августа 1931 года приговоренного к ссылке в Томск, где через три года умирает. Был реабилитирован при пересмотре дела в 60-е годы (по ходатайству его ученика Мартынова М. Н.). Отец Василий умер в 1917 году.

Татьяна – 1841-42 г.р., до 1893 года – девица, проживала в селе Котлованово.

Иоанн – 1849-50 г.р., обучался в Санкт-Петербургской духовной академии на казенном содержании (на 1872 год), кандидат Духовной академии, наставник Санкт-Петербургской духовной семинарии (на 1877 год), на 1884 год – профессор Санкт-Петербургской духовной семинарии, на 1885 год – магистр богословия; в 1895 году рукоположен в священники и возглавил церковь Святого Георгия Победоносца при Технологическом институте, где в 1904 году возведен в сан протоиерея, а летом 1917 года назначен духовником I-го столичного округа. После победы Октябрьской революции и упразднении всех церквей при государственных и общественных учреждениях, еще некоторое время работал при канцелярии и бухгалтерии института, после чего его судьба неизвестна; единственный сын Иоанна Гаврииловича – Валерий (1895-1972) – Доктор медицинских наук, главный уролог города Ленинграда.

Александра – около 1849 г.р., на 1877 год — «священническая вдова», в замужестве Михайловская; на 1893 год Татьяна и Александра жили «личным трудом» в селе Котлованово и получали от Епархиального попечительства по 10 рублей в год.

Екатерина – 1853-54 г.р., жена священника Санкт-Петербургской епархии (на 1877 год).

Елизавета – 1858 г.р.

Сведения об одной из дочерей в документах отсутствуют.

Евдокия Григорьевна Рождественская скончалась 21 августа 1858 года, видимо, не оправившись от родов последней дочери, в возрасте 44 лет.
Семья , отца Гавриила жила рядом с церковью в двухэтажном доме. Рано оставшись вдовцом, отец Гавриил один воспитывал детей, дал образование сыновьям, заботился о будущем дочерей.

Вместе с отцом Гавриилом в Котловановской церкви работали пономарь Тимофей Свиноредский и дьячок Павел Васильевич Добромыслов, который по ходатайству Г. И. Рождественского (перед самым уходом его на пенсию) перед Новгородской Консисторией, минуя промежуточные должности псаломщика и диакона, был назначен Настоятелем церкви Рождества Богородицы Сеглинского погоста.
Г. И. Рождественский исполнял обязанности Настоятеля до конца дней своих. Умер он 2 мая 1890 года и похоронен рядом с женой на кладбище у самых стен Котловановской церкви Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.

После отца Гавриила Настоятелем Котловановской церкви стал священник Михаил Либеровский. Завершение строительства церкви и ее освещение происходило, видимо, при нем.

Завершение строительства

Для окончания строительства в 1886 году была создана строительная комиссия под председательством помещика Петра Михайловича Щербова. Подряд на отделку церкви взял крестьянин Семен Григорьев. Иконостас храма сооружен в 1890-94 гг. по проекту художника петербургской Академии художеств Федора Ивановича Братского. Федор Иванович не успел закончить заказ и роспись Иконостаса.

Исполняли работу монашки-художницы из Ригодищенского женского Богородице — Рождественского монастыря. В 1897 году ими были выполнены 23 иконы для Иконостаса, а в 1911 году – росписи на стенах. Руководила работой рясоформная монахиня Евдокия Матвеева – заведующая иконописной художественной монастырской мастерской. Контроль вела сама начальница женской общины Анастасия Александровна Рябцова.

Столярные работы по иконостасу выполнил крестьянин Василий Степанов, резные и позолотные работы – мещанин Опеченского Посада Михаил Козьмич Булин. Работы были завершены в августе 1897 года и главный престол освятили 28 сентября того же года.

В настоящее время в городе Санкт-Петербурге проживают наследники Гавриила Иоанновича Рождественского: правнучка — Наталья Валерьевна Рождественская (внучка сына Иоанна) и ее сын – Михаил Лиходедов, 1952 г.р. (праправнук отца Гавриила). Они собирают сведения об истории своей семьи.

Трудные годы

Котловановская церковь в честь Великомученицы Параскевы Пятницы действовала до 1941 года – дольше всех в Бологовском районе. И открылась вновь в 1944 году раньше всех в районе по многочисленным просьбам жителей.

На клиросе с 1944 по 1957 год читала монахиня Параскева Федоровна Добродумова, одна из последних монахинь Ригодищенского монастыря, которая поступила в обитель еще в 1900 году пятнадцатилетней девочкой. После разгона обители в 1928 году она жила у родственников в Валдае, но при первой возможности уехала на родину. Она была в Котлованове и старостой, и чтецом, и просвирницей.

Священников сменилось в Котлованове, как и в большинстве приходов в послевоенную пору, немало. Так или иначе, храм дожил до декабря 1957 года. Последним священником здесь совсем недолго служил Зинченко, который через две недели после назначения избавился от монахини Параскевы, которая куда-то уехала, а затем, спустя три месяца, объявив о своем недовольстве низкими доходами, уехал и сам Зинченко.

В середине 1960-х годов в здании церкви разместился магазин. Затем, спустя лет двадцать, летняя часть храма сгорела. Склад пробыл в уцелевшей половине, в трапезной, еще несколько лет.

Возрождение храма

В 1990-х годах началось возрождение храма. Благодаря стараниям Сергея Ивановича Ступицкого, художника-иконописца из Санкт-Петербурга, председателя СПК «Воля» Капралова А. Е., Главы администрации Тимковского сельского округа Ричик В. Н., предпринимателей Зориных и жительницы деревни Котлованово Павловой Н. И. восстановлен один из пределов – во имя пророка Илии, подключено электричество, сооружена лестница в колокольне, отремонтировано перекрытие, перегородка между престолом и летней подкупольной частью храма.

Сергей Иванович Ступицкий собирал в городе Великом Новгороде исторические материалы, сам занимался строительными работами и проделал значительную их часть. Покрыта крыша, застеклены окна. В храме уцелели полы, сохранились своды с остатками росписей. Совершенно уникальны две старинные печи, обогревавшие теплую часть храма, они и поныне служат.

В храм собраны сохранившиеся иконы. В конце 90-х годов работы по восстановлению храма прекратились из-за нехватки средств, но денежные пожертвования собираются, так как до конца всех восстановительных работ еще очень далеко. Однако служба уже идет.

Раздел подготовила Любовь Сорока